Его сравнивали с Пеле, но считали, что он «опоздал родиться»

Его сравнивали с Пеле, но считали, что он «опоздал родиться». Легенда советского волейбола Владимир Кондра

«Он показал всем, что может волейболист, читающий игру с листа, умеющий нападать с любых передач, видящий поле, поднимающий мячи любой силы и коварства, заводящий своим безостановочным движением и свою команду, и зрителей, умирающих от восторга, от огня, который зажег и все разжигает этот кудесник, темпераментный как бразилец, обращающийся с волейбольным мячом с той же элегантностью, как Пеле — с футбольным», — так пишет в книге «Уравнение с шестью неизвестными» об игроке сборной тренер Вячеслав Платонов.

Это он о Владимире Кондре, который начинал с настольного тенниса, а потом из-за травмы руки пришел в волейбол, чтобы растягивать кисть. Он начинал играть за грозненский «Спартак», потом попал в сочинское «Динамо», пару лет поиграл в ростовском СКА, а закончил карьеру в базовом клубе сборной страны — ЦСКА. Кондра не оставлял сомнений в своих способностях, но Платонов часто говорил ему, что тот «опоздал родиться».

Вместе со сборной Кондра выиграл Олимпийские игры (1980), чемпионат мира (1978), два Кубка мира (1977, 1981) и пять чемпионатов Европы (1971, 1975, 1977, 1979, 1981). Но мало кто задумывается, какими усилиями давались титулы. Основная проблема у Кондры была в росте (185 сантиметров). Платонов отмечал, что за место в сборной ему приходилось бороться больше остальных. И игрок боролся, чем заслужил уважение тренера. Платонов считал его идеальным атлетом, который предан спорту, волейболу, труду и игре.

Как это работает на практике, вся Европа увидела в 1979 году на чемпионате Европы во Франции, который сборная СССР выиграла. К тому моменту Кондру уже подпирали молодые ребята, которые были и выше на 10-15 сантиметров, и просто свежее. В основной состав Платонов ставил его редко. Он вряд ли бы вышел на площадку и на Евро, но когда игра не пошла, тренер решил выпустить Кондру в матче с Югославией. Сборная проигрывала 0:2, но опыт Владимира помог команде победить — 3:2. Оставшийся турнир он провел без единой замены.

И пока им продолжал восхищаться волейбольный мир уже после Евро, он подумывал завершить карьеру. Говорил, что устал, замучили болячки, да и места в составе все не находилось. Заставил остаться все тот же Платонов, который считал, что Кондра необходим команде.

— Да, у тебя тяжелая роль… Но ты необходим команде. Молодым прежде всего! Пока ты тренируешься, мне не надо никого призывать работать как нужно. Все, глядя на тебя, видят — как нужно. Прошу тебя, не уходи…

Когда Кондра находился рядом с молодыми, они стыдились тренироваться не в полную силу и играть без отдачи и задора. Он, может, и не всегда попадал в основной состав, но даже на скамейке запасных был полезен команде. Владимир прислушался к Платонову, залечил все травмы и вернулся. С ним сборная выиграла еще один чемпионат Европы и Кубок мира-81. Тренер был уверен, что он мог и на четвертой Олимпиаде выступить, но все же обстоятельства вынудили Кондру завершить карьеру раньше.

***

Когда тобой восхищается тренер, считая идеальным, нет лучше похвалы. Нужно быть действительно великим спортсменом, чтобы не бояться уходить из спорта, открывать второе дыхание, когда уже никто не ждет, а если и возвращаться, то только за победами. Кондра может и «опоздал родиться», чтобы стать еще более мощной фигурой в мировом волейболе, но уж точно не для тех, кто видел его на площадке и играл с ним.

«Sport24.Ru»