Кризис толкает «Автомобилист» на дно

Петербург лишается еще одной своей спортивной легенды. Из-за секвестирования городского бюджета и отвернувшихся бизнесменов волейбольный клуб «Автомобилист» в ближайшие дни может сняться с чемпионата.

Очередной жертвой затянувшегося экономического кризиса в России в петербургском спорте стал самый титулованный клуб города — волейбольный клуб «Автомобилист». Из-за отсутствия денег команда не смогла поехать на матчи 12-го тура чемпионата России Высшей лиги «А» в Георгиевск, где 23 и 24 января были запланированы матчи с местной командой «Газовик-Ставрополь». Так как это уже второй подобный случай (месяц назад петербуржцы не нашли денег на выезд в Грозный), согласно регламенту Всероссийской федерации волейбола, команде теперь грозят штраф и снятие с чемпионата России Высшей лиги «А». Заседание по этому вопросу пройдет в Москве в ближайшие дни.

Вот уже несколько лет единственный источник финансирования у «Автомобилиста» — городского бюджет. В прошлом году на нужды волейбольного клуба было выделено 32,4 миллиона рублей. Сколько будет в 2016-м, не знают ни в самом клубе, ни даже в Смольном. Если раньше в проектах бюджета четко прописывалось, сколько и какой команде причитается (в общей сложности в 2015 году на все клубы по игровым видам вышло 433,6 миллиона рублей), то начиная с этого года все эти расходы сократили практически на треть (на всех выделили 307,4 миллиона рублей) и объединили в одну статью под названием «Субсидии сильнейшим командам по игровым видам спорта, принимающим участие во всероссийских и международных соревнованиях». Для того, чтобы определить, сколько же и кому теперь выделить, чиновники разработали специальную систему.

«В прошлом году у нас была целевая субсидия. То есть команде были выделены определенные деньги. Потом их подрезали. Но это ладно. Понятно, что такая сейчас экономическая ситуация. Да и потом, подрезали ведь всех, а не только нас. А в этом году я до сих пор не знаю, сколько у нас будет денег от города, потому что субсидия теперь общая. А там дальше идут какие-то баллы, которые начисляются в зависимости от того, кто и как выступает», – пожаловался в разговоре с «Фонтанкой» вице-президент «Автомобилиста» Владимир Самсонов.

Впрочем, руководство клуба всегда понимало, что надеяться только на бюджетное финансирование не стоит. К тому же перед «Автомобилистом» стояли амбициозные планы по выходу в элитный дивизион российского волейбола — Суперлигу. Для сравнения: бюджет «Динамо» из Ленобласти, идущего сейчас в Высшей лиге «А» на первом месте, – 120 – 150 миллионов. То есть петербургской команде нужно было стать богаче в 4 – 5 раз. По словам Самсонова, перед стартом сезона-2015/16 такая возможность была. Наконец, нашелся некий частный инвестор, готовый поддержать «Автомобилист» в его стремлении вернуться на лидерские позиции в отечественном волейболе. Однако вновь обострившиеся экономические проблемы заставили бизнесмена отступить.

«Перед началом сезона у нас был инвестор, при помощи которого мы собирались выходить в Суперлигу. Я его даже уже успел ввести в учредители, но в связи с экономической ситуацией он ушел. А мы остались. И вместо того, чтобы покупать игроков под выход в Суперлигу, нам пришлось привлекать собственную молодежь. Если бы мы знали об этом раньше, может быть, снялись с чемпионата еще в прошлом году. Без внебюджетных средств делать в профессиональном спорте нефиг», – грустно усмехнувшись продолжил Самсонов.

Теперь «Автомобилист» состоит из 18 – 20-летних парней, которые к тому же последние три месяца вынуждены играть бесплатно. Какое-то время благодаря этому протянуть удалось, однако в декабре все резервы закончились. Тогда-то петербуржцы и не смогли впервые в чемпионате найти денег на выезд. В тот раз дело закончилось предупреждением и штрафом. Теперь, скорее всего, будут штраф и дисквалификация. Но даже если обойдется, на оставшиеся выездные матчи «Автомобилисту» все равно где-то придется искать 3 – 4 миллиона рублей. И это опять же без учета зарплат игроков.

По информации «Фонтанки», губернатор Георгий Полтавченко в курсе проблем легендарного «Автомобилиста». На эту тему минувшей осенью он общался с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, и тот даже дал согласие взять и волейбольный клуб под свой патронат, но дальше слов дело не пошло.

«Я в "Газпром" уже обращался несколько раз. Давно просился к ним: возьмите нас. Но все без толку. Значит, не создалась пока такая ситуация», – с сожалением говорит Самсонов.

В разговоре с вице-президентом клуба корреспондент «Фонтанки» позволил себе высказать сожаление по поводу того, что «Автомобилист» вроде бы только начал подниматься со дна, а теперь, похоже, падает обратно. На это Самсонов опять грустно рассмеялся и сказал: «А мы с этого дна и не выбрались».

«Что такое кризис? Когда деньги вращаются, быстро переходят от одного человека к другому, и все зарабатывают, и все это крутится и вертится. В кризис, чтоб вы понимали, денег меньше не становится, деньги просто останавливаются, никто не хочет тратить, люди придерживают средства, и колеса начинают вращаться с другой скоростью. Вот это называется кризисом. И мы стали его жертвой. Если деньги будут, заявимся в Высшую лигу «Б». Не будет – будем играть в первой лиге, будем, значит, воспитывать молодых и ждать своего шанса. В общем-то, ничего нового. Помните, как было у «Зенита»? Было у клуба 100 рублей, и была команда на 100 рублей. Сейчас 100 миллионов – и команда на 100 миллионов. Все очень банально».

Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

Справка:

Волейбольный клуб «Автомобилист» основан в 1935 году. Является трехкратным чемпионом СССР (1938, 1939, 1957) и двукратным чемпионом Росси (1992, 1992/93). Кроме того «Автомобилист» 9 раз выигрывал серебряные медали чемпионата СССР и столько же бронзовые. Дважды становился обладателем Кубка обладателей Кубков европейских стран (1981/82, 1982/83) и столько же обладателем Кубка Европейской конфедерации волейбола (1987/88, 1988/89). Последний сезон в Суперлиге — 2011/12.

"Фонтанка"