«Автомобилист» заглох...

Решением Всероссийской федерации волейбол петербургский «Автомобилист» больше не участвует в первенстве России. Речь о той самой команде, что была основана в далеком 1935 году, трижды становилась чемпионом страны под руководством знаменитого Вячеслава Платонова, пять раз побеждала в еврокубках, а ее игроков соперники с уважением называли «адскими водителями»...

Футбольный «Зенит» и хоккейный СКА в прошлом году выиграли свои чемпионаты, в призерах был мужской гандбольный клуб «Университет-Нева», пытается навязывать конкуренцию лидерам Единой лиги ВТБ баскетбольный «Зенит», но все остальные петербургские команды, что мужские, что женские, ходят в аутсайдерах, причем не всегда в элитных дивизионах. Вот и некогда славный волейбольный «Автомобилист» был явно неконкурентоспособен в так называемой высшей лиге А, втором по силе дивизионе российского волейбола, где занимал последнее место. И выбраться с него уже никак не сможет.

Выиграв еще на советской волне в 1990-х годах два раза чемпионат России, «Автомобилист» начал путь вниз. Команда несколько раз меняла название, будучи то «Балтикой», то «Спартаком», но затем вернула себе историческое имя, а чтобы соответствовать времени, клуб задумал построить неподалеку от стадиона «Динамо» на месте бывшего тренировочного зала собственную академию волейбола. Под имя все того же Платонова дали землю, в новом дворце волейбола можно было проводить матчи и не тратиться на аренду «Юбилейного», здесь же была гостиница, где размещались команды-соперницы, и это была еще одна статья дохода. Наконец, в академии начали готовить волейболистов, которых тоже можно продавать. «Сколько будет денег, на столько и будем играть», – говорил Вячеслав Алексеевич, как вспоминают очевидцы. Знаменитого тренера, правда, вскоре не стало, а академия, получившая его имя, так и не начала функционировать в полной мере, работая исключительно на перспективу.

Устав прозябать в низших дивизионах, хозяева «Автомобилиста» пошли на существенные финансовые жертвы, рассчитывая, что с выходом в элиту на команду обратят внимание спонсоры и все расходы окупятся сторицей. И по итогам сезона-2010/11 «Автомобилист» под руководством еще одного своего бывшего игрока Андрея Толочко действительно пробился в суперлигу – не имея звезд в составе, команда брала за счет сыгранности. Увы, потенциальные спонсоры этого героизма не заметили, и на следующий год команда снова потеряла свое место в элите. А продуманная еще Платоновым и успешно работавшая система после этого временного прорыва сломалась.

Какое-то время с командой работала Татьяна Образцова, замечательный тренер, специализирующийся на подготовке молодежи, и это благодаря ей в системе «Автомобилиста» выросло новое поколение игроков. Например, Сергей Пирайнен, ставший в этом году чемпионом мира среди молодежи. Но отсутствие опытных волейболистов, на приобретение которых просто не было средств, не давало «Автомобилисту» возможности достойно смотреться даже в высшей лиге А. Постоянные поиски денег, невозможность конкурировать с другими клубами за сохранение собственных воспитанников, попытки привлечь инвесторов стали особенностью повседневной жизни петербургского клуба. Однако меценаты так и не нашлись, а средств, получаемых из городского бюджета, было не так уж много. 32,4 миллиона рублей в год, на взгляд обывателя, сумма немаленькая, но явно не достаточная для того, чтобы одевать и кормить полтора десятка здоровых мужиков, возить их по всей стране и организовывать ночлег, да еще и выплачивать зарплату. Для сравнения: бюджет выступающего в той же лиге «Динамо» из Соснового Бора как минимум в четыре раза выше...

И вот «Автомобилист» снят с розыгрыша первенства страны. Не по собственной воле, а по решению Всероссийской федерации волейбола. Согласно регламенту, после двух неявок на матчи чемпионата клуб может быть подвергнут такому наказанию, а «Автомобилисту» в декабре не на что было доехать до Грозного, в январе петербуржцев не дождались по той же причине в Георгиевске, что в Ставропольском крае. По словам вице-президента ВК «Автомобилист» Владимира Самсонова, он мог бы продолжать бороться за сохранение места команды в чемпионате, но смысла в этом уже просто нет. Команда идет на последнем месте, и, чтобы удержаться в лиге, требуется серьезное усиление состава, а денег в клубе на это попросту нет. Как уверяет Самсонов, у него была договоренность с одним инвестором и тот собирался в этом сезоне помогать «автомобилистам», но случился кризис, и помощи не последовало.

Единственным источником финансирования оставались городские субсидии, но ко всем бедам еще и форма их предоставления изменилась, стала не целевой, как прежде, а общей. Если раньше руководство «Автомобилиста» знало, на какую сумму может рассчитывать, то теперь планировать будущее хозяевам клуба стало сложнее – появился специальный коэффициент, учитывающий спортивные успехи каждого коллектива и его участие в еврокубках.

Естественно, что волейболисты, выступающие во втором по силе российском дивизионе, да еще не больно успешно, оказались где-то в самом низу рейтинга, и таким образом сократилось даже бюджетное финансирование.

Сейчас большинство игроков команды ищут новые коллективы. Теперь «Автомобилист» сосредоточится на развитии команды 1999 года рождения. Встает вопрос: для чего будут готовиться эти ребята? Вероятна ситуация, когда уже в совсем юном возрасте их будут забирать себе клубы из более богатых в спортивном плане регионов. При самом оптимистичном раскладе «Автомобилист» сможет в следующем сезоне заявиться на первенство высшей лиги Б – по регламенту, после снятия клуба с турнира он должен следующий сезон начать дивизионом ниже. Но зрителей это команде никак не добавит, надежд на внебюджетное финансирование – тем более.

Дмитрий Нечипоренко

"Санкт-Петербургские ведомости"