Волейбол в Петербурге: жизнь взаймы

Волейбол в Петербурге: жизнь взаймы

Петербургские «Автомобилист» и «Ленинградка», добившись диаметрально противоположных результатов в чемпионате России по волейболу, оказались в одинаковом положении. Команды вынуждены жить в кредит.

Чемпионат России по волейболу вышел на финишную прямую. В мужской Высшей лиге «А» осталось провести всего пять туров. В женской Суперлиге, напротив, после регулярного чемпионата начнутся игры плей-офф и стыковые матчи за право остаться в элитном дивизионе. Петербургские волейбольные клубы «Автомобилист» и «Ленинградка» завершают национальное первенство с разным багажом. Первые мечтают попасть в Суперлигу, вторые – остаться в ней. Но оба клуба объединяет одна проблема: финансовая.

Во времена СССР волейбольные клубы Северной столицы, если и не гремели на всю страну, то слыли одними из самых грозных соперников национального чемпионата. «Ленинградка», будучи «Спартаком», а затем «ТТУ», не раз становилась серебряным и бронзовым призером первенства. «Автомобилист» до сих пор является самым титулованным клубом города на Неве в игровых видах спорта. Однако те времена давно канули в Лету.

«Автомобилист» последний раз выступал в Суперлиге в далеком уже 2005 году. «Ленинградка», с таким трудом вернувшая себе прописку в элитном дивизионе чемпионата страны, прозябает на дне турнирной таблицы с перспективой понижения в классе. На днях подопечные Александра Кашина проиграли десятый матч подряд, не справившись с натиском «Факела» из Нового Уренгоя. Лидеры команды едва не плакали: никто не понимает, что происходит с ними.

«Если бы мы знали, что происходит, смогли бы исправить ситуацию. Все идет от головы. Ведь на тренировках у нас получается все. Не знаю, почему мы не можем перенести все это на площадку, - посетовала Юлия Цветкова после обидного поражения. – А ведь в начале сезона планы были наполеоновские. Но в какой-то момент мы психологически сломались, а подняться не смогли».

Правда, у президента клуба и, по совместительству, главного тренера Александра Кашина на сей счет другое мнение. По его словам, психология, хотя и является важной составляющей, в данном случае на результаты судьбоносного влияния не оказывает.

«Расцвет волейболиста приходится на возраст 22-27 лет. У нас в этот диапазон укладываются всего несколько игроков. Большинство – либо молодые девчонки, либо те, кому хорошо за 30, - отметил Кашин. – Уровень волейболисток, которые находятся в нашем распоряжении, не соответствует уровню Суперлиги. Плюс, мы потеряли нескольких волейболисток по ходу сезона».

Первой потерей сезона 2010/2011 стала немка Хайке Байер. Единственный легионер в петербургской команде, она, только приехав в Северную столицу, поняла, что не может длительное время находиться вдали от дома. Под этим предлогом Байер покинула город на Неве. Из-за травмы голеностопа, рецидив которой случился в мате 11-го тура против московского «Динамо», закончила выступления Наталья Алимова. Две операции на коленях перенесла Эляна Мерлина. Глава «Ленинградки» признает: были допущены селекционные ошибки. Но корень их заключается в бедности клуба.

Волейбол в Петербурге, как, впрочем, и остальные игровые виды спорта, не одаренные финансовым вниманием со стороны крупнейшего газового концерна, находится на положении бедной родственницы. Безусловно, какие-то средства и «Ленинградке», и «Автомобилисту» поступают из бюджета города. Но, во-первых, по сравнению с бюджетами ведущих клубов страны, это копейки. А, во-вторых, средства поступают на счета клубов слишком поздно.

«В этом году мы не получили от города ни копейки помощи. Она будет, но в мае-июне, когда чемпионат уже закончится, - рассказал Кашин. – Безусловно и эти деньги не будут лишними, они нужны хотя бы для того, чтобы закрыть кредиты».

Существует в кредит и петербургский «Автомобилист», хотя у команды в плане турнирного положения все как раз благополучно. Команда борется за право выйти в Суперлигу. За пять туров до окончания чемпионата страны петербургская команда уверенно занимает второе, вслед за екатеринбургским «Локомотивом-Изумрудом», место. Она лишится шансов на вторую путевку в элитный дивизион только в случае форс-мажора. Однако второе место в чемпионате страны в Высшей лиге «А», как ни странно, не может считаться гарантом выступления команды в Суперлиге.

«Наша команда способна играть в элитном дивизионе. Другое дело, что финансирования у «Автомобилиста» нет. Во всяком случае, пока. Город нам помогает. Но этого недостаточно для команды. Того, что мы получаем, не хватает даже для нормального существования клуба Высшей лиги, - сетует президент «Автомобилиста» Владимир Самсонов. – Проблема заключается еще и в том, что с нового сезона для клубов Суперлиги вводят финансовый ценз: к участию в турнире допускаются только те клубы, которые могут прогарантировать бюджет. Мы же, если выйдем в Суперлигу по спортивному принципу, без участия спонсоров дать такие гарантии не сможем».

Руководство волейбольного клуба вынуждено в открытую просить о помощи. Самостоятельно найти финансовых партнеров – дело практически нереальное. В Петербурге не осталось меценатов, готовых вкладывать средства в бренд, не обремененный крупными успехами на международной арене и огромным зрительским интересом. Тот же Самсонов в течение 15 лет занимается поиском потенциальных спонсоров. Однако меценатов в Петербурге нет. Бизнесмены готовы финансировать спортивные клубы только в случае получения преференции от властей. Вот и вынуждены руководители «Автомобилиста» и «Ленинградки» жить взаймы.

«Ничего не поделаешь, приходится выкручиваться, брать деньги в кредит. Долги растут, как снежный ком. В конце концов, это может надоесть, - отметил Самсонов. – Мы хотим, чтобы город повернулся к нам лицом и помог найти партнеров. Нам бы это помогло».

В этой ситуации есть только один положительный момент. Оба президента уверяют: как бы ни сложилась судьба, команды будут существовать. В Высшей лиге «А» или в молодежном первенстве. Вот только по репутации Петербурга как спортивной столицы это нанесет непоправимый удар.

Ирина Васильева

Ирина Васильева, "БалтИнфо"