«Мы были сильнее всех своим единством».

В России, если речь идет о волейболе, первым делом всегда вспоминаешь Владимира Алекно: победу в Лондоне-2012 забыть невозможно. Если жителям Санкт-Петербурга задать вопрос о том, кто самый лучший тренер в этом виде спорта, они точно назовут Вячеслава ПЛАТОНОВА. Да и не только они, потому что именно этот специалист в конце 70-х — начале 1980-х сделал сборную СССР непобедимой.

Волейбол вошел в жизнь Платонова в школе. Он не вызывал у него особого энтузиазма, но в 15 лет игра затянула. Друзья пригласили парня в команду на просмотр в Спортивный клуб института физкультуры. Когда ребята успешно его прошли, начались тренировки, вскоре пришли первые успехи. Несмотря на то, что Вячеслав не был выдающимся игроком, никогда не считался бесполезным на площадке.

Он хотел поступить в Институт имени Лесгафта, но балл, которого не хватило, привел его в школу тренеров. Параллельно с учебой Платонов продолжал выступать. В 67-м ему предложили стать играющим тренером в «Спартаке», который позже переименуют в «Автомобилист». Команду нужно было вернуть в Высшую лигу. Трудная задача не испугала молодого специалиста. У него все получилось: петербуржцы 13 раз становились призерами чемпионата СССР, а также брали Кубок страны, Кубок Кубков и Кубок ЕКВ.

К работе в сборной Платонов подбирался постепенно. Начал с молодежки. Три победы на Евро были мощной заявкой, чтобы рассмотреть тренера на должность главного в национальную команду, но перед этим он внезапно отправился в Кувейт.

«Слава много выиграл с молодежной сборной. Составлял конкуренцию, а по тем временам в национальных командах страны не желали видеть тренеров из Ленинграда. У Славы было противостояние с тренером сборной СССР по волейболу Юрием Чесноковым. Он приезжал инкогнито к нам домой, предлагал мужу перейти работать в ЦСКА. А мы не захотели переезжать из Петербурга, и после этого Платонова отправили в Кувейт. Мы даже не представляли, куда едем. Слава рассказывал, что контракт подписывал вслепую. От него закрыли бумажкой текст документа, оставили только место, где расписаться. А потом выяснилось, что контракт на три года», — рассказывала Валентина Платонова «МК».

Домой Платонов вернулся в 1977-м. Тогда его наконец-то и назначили в сборную, потому что другого выхода у спортивных функционеров не было. Команда Чеснокова находилась в разобранном состоянии, не могла ничего выиграть, а домашняя Олимпиада в Москве была все ближе.

Новаторские идеи, дружба с игроками (говорят, он узнавал больше о спортсменах, когда зарубался с ними в любимый преферанс) и заряженность на успех быстро принесли результат. Платонов взял вместе с командой золото всех турниров с 1977 по 1985 год (Олимпиада, Евро (6 раз), чемпионат мира (2 раза), Кубок мира и «Дружба-84»).

«Я не знаю исчерпывающего объяснения феномена сборной СССР, но думаю, что искать его надо не в технике, атлетизме, тактике. Вернее, не только в них. Доверие и единство — вот те понятия, опираясь на которые можно приблизиться к удовлетворительному ответу. Единство — вот наше ключевое слово. Мы были сильнее всех своим единством. Мы — команда!» — говорил Платонов.

Многие считали, что Платонову просто повезло, но он не обращал внимания на глупые разговоры за спиной. Когда тренер занял второе место на Евро-85, осекшись в первый раз, его убрали из сборной. И без Платонова команда начала проигрывать. Через пять лет тренера вернули, хотя он мог бы остаться в Финляндии, где успешно работал с «Лойму».

С ним сборная начала возвращать себе былые кондиции (в 1991-м выиграла Евро и Кубок мира), но распад СССР оказался сильнее умений тренера. Платонов не смог сделать единомышленников из волейболистов на Играх-92 в Барселоне.

«Я никогда не забуду его возвращение домой после этой Олимпиады. Он был черный. Я, говорит, не будут тебе рассказывать, что такое быть страной без гимна и флага, но я к ней подошел по-человечески. Я дал им всем заключить контракты с итальянскими клубами. И они начали себя жалеть. Я не мог их собрать. У них доллар светился в глазах, и, что бы я ни говорил про Родину, про честь, про достоинство, им было все равно. Я ничем не мог их пронять. Я в первый раз в жизни не мог найти других слов, кроме как «вам заплатят», — цитирует дочь Платонова Ольгу Тиунову «Фонтанка».

После седьмого места на Олимпиаде Платонов снова вернулся работать в Финляндию. Правда, долго там не пробыл. Очередной приезд домой был связан с родным «Автомобилистом», который ему предложили возглавить.

В то же время Вячеслав Алексеевич занялся строительством своей академии. Дело продвигалось очень медленно, но в 2005 году его детище все же открылось. Несмотря на тяжелую болезнь, Платонов не только увидел академию, но и провел первую тренировку. Сейчас там занимаются любители волейбола со всей страны, и ежегодно проводится международный турнир «Мемориал Платонова», а значит, что его любимое дело продолжает жить.

Кстати, на турнир каждый год приезжает клуб из Финляндии, в котором работал Платонов («Лойму»). Любопытный факт: несколько лет подряд в этом небольшом комплексе уживались сразу три команды Суперлиги, а также «Автомобилист», выступающий в Высшей лиге А.

26 декабря 2006 года в Академии открылся Зал славы Вячеслава Платонова, собравший многочисленные трофеи, завоеванные им за время карьеры, памятные медали, его рукописи и личные вещи. Музей регулярно пополняется.

«Sport24.Ru»